Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Воспитание экологической культуры школьника

Экологическая культура общества – относительно самостоятельная часть общечеловеческой культуры, система общенациональных и общечеловеческих ценностей, выражающая и определяющая характер отношений между обществом, человеком  и природой.

     В процессе воспитания и развития экологической культуры у детей школьного возраста нельзя не учитывать различий в способах восприятия ими окружающего мира, явлений и в стилях познания, зависящих от доминирующего полушария головного мозга.

     Развитие экологической грамотности и культуры современного общества можно решить через систему экологического образования на уроках биологии.

     Традиционные уроки биологии ставят учащихся в ситуацию пассивного обучения (читать, смотреть, слушать), направленного лишь на воспроизведение информации, а не на её анализ, понимание, применение.

     В результате экологическое образование и воспитание на уроках биологии требует применения различных форм и методов учебной деятельности, например, индивидуально-групповая познавательная деятельность, которая обязывает специально учить обучающихся, работать друг с другом; овладению приемами эксперимента, наблюдения, моделирования, исследования, работы с различными источниками знаний, анализа и конструирования учебного материала.

     При проведении уроков, наиболее приемлемым в своей деятельности считаю соблюдение следующих принципов экологического образования:

     1. Осуществлять органическое единство интеллектуального мира, труда и природы, так как заботливое отношение к природе формируется только тогда, когда ребёнок улучшает окружающую среду своим трудом;

      2. «Умный физический труд» ребёнка по преобразованию и сохранению природы, в процессе которого, ребёнок должен убедиться, что природа не терпит невежества;

     3. Раскрытие новых тайн природы при активной работе мысли. В природе заложены в доступной для ребёнка форме факты, явления, зависимости, закономерности.

     Формировать у подростков напрямую ответственное отношение к природе, окружающей среде, своему здоровью – малоэффективно. Для них эти задачи слишком абстрактны и малозначны. Добиться воспитания названных качеств реальнее, если идти к этому косвенным путем, используя подростковую потребность в самосознании.

     В этом могут помочь различные диагностические тесты («Твои радости и огорчения»), которые дадут подростку развернутую картину его личности, побудят его к раздумьям о смысле жизни и своем месте в ней. Тесты не являются мерилом личностных качеств ребенка, они лишь вспомогательное средство для того, чтобы подросток лучше понял себя, осознал свои потребности и соотнес их с планами на будущее. Полученная информация может оказать позитивное влияние на нравственность, культуру, жизненные установки подрастающего человека.

     Как показывает практика, содержание деятельности, в которую вовлекаются учащиеся, независимо от возраста, следует обогащать за счет:

     - сочетания экологического воспитания с экономическим в интересах развития прогностических способностей детей;

     - включения в воспитательный процесс туристско-краеведческой работы, обладающей значительным экокультурным и оздоровительным потенциалом;

     - насыщения совместной деятельности общением, игрой и творчеством для придания ей большей привлекательности;

     - создания дома и в школе особой психологической среды, сориентированной на экологические ценности (здоровый образ жизни, культуру взаимоотношений, эмоциональную отзывчивость, практическое участие в благоустройстве двора, улицы, района, города);

     - обращения к позитивным примерам природосообразной деятельности людей, дабы преодолеть у школьников пессимизм, возникающий на почве неверия в возможности человека изменить мир к лучшему.

     Во время проведения любых мероприятий я учу детей беречь и приумножать мир растений.

     Во время наблюдения за комнатными растениями стараюсь обращать внимание детей на красоту цветов и листьев; провожу беседу о том, что комнатные цветы не только украшают комнату, но и оздоравливают микроклимат помещения и т.д.  Чтобы закрепить знания учащихся, провожу игры «Опиши цветок», «Узнай растение по описанию». Учащиеся готовят доклады на тему: «Комнатные растения в моем доме». Во время подготовки доклада дети получают дополнительные знания о растении.

     Во время посещения школьной библиотеки была проведена беседа на тему «По экологической тропе».

     В нашей школе постоянно проводится конкурс рисунков и конкурс чтецов на экологическую тематику. Оформляются выставки.

     Одним из важных направлений решения задачи экологического воспитания в школе является  исследовательская деятельность обучающихся.           Экологическими проектами дети могут заниматься во внеурочное время. Выполняя экологический проект, у ребят вырабатываются навыки  бережного отношения к природе.

     Учащиеся школы под руководством педагогов регулярно занимаются научно-исследовательской деятельностью.  Много работ экологической направленности были представлены на школьных, районных, региональных, Всероссийских конкурсах и оценены по достоинству. Работы затрагивали такие важные проблемы, как влияние работы ОАО «Ефремовский завод СК» на состояние воздуха, изучали почву пришкольного участка, проводилась исследовательская работа на тему «Уровень освещенности в классных комнатах и его соответствие нормам».

     Средствами эффективности и успешности развития познавательных способностей  у школьников является игра. Игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, является уникальным средством формирования духовных потребностей и раскрытия творческого потенциала и личности ученика.

     Игры предоставляют возможность построить работу с подростками таким образом, чтобы выявить целое народной культуры и направить духовные силы личности на усвоение этого целого. Кроме того, народные игры, большинство из которых подвижные, отвечают таким потребностям подростков, как увеличение физических ресурсов растущего организма, возможность дать выход накопленной энергии, свободно импровизировать, использовать личный творческий потенциал для самореализации, вырабатывать определенное отношение к собственным чувствам.

     Обращение к народной игре как средству экологического воспитания позволяет через специально отобранные игры, их включение в экологическое развитие школьников, создание соответствующих педагогических условий обогащать эмоционально-ценностные отношения подростков к самим себе, другим людям, миру природы и культуры. В школе с учащимися была проведена игра «Птичья школа». Дети проявили большой интерес к этой игре. Хочется поделиться сценарием данного мероприятия.                         (См. приложение).

     На своих занятиях использую информацию из дополнительной  литературы, газет, журналов, энциклопедий и др. источников. Это позволяет более глубоко и осознанно изучать экологические проблемы, существующие в том или ином природном комплексе.

      Необходимой частью экологического образования является  непосредственное общение школьников с природой.

     Огромное значение в формировании целостной системы естественнонаучных знаний школьников имеют комплексные экскурсии в природу, с целью расширения конкретизации экологических знаний учащихся, формирование у них убежденности в необходимости охраны окружающей среды. Во время экскурсий мы с учащимися часто посещаем местный лес, следим за его состоянием, часто проводим субботники.

    Большое значение в обучении биологии и экологии имеет использование на уроке компьютерных технологий, которые позволяют не только наглядно преподнести изучаемый материал, но и самим учащимся выполнить ряд заданий: тесты, практические задания, что способствует более полному усвоению изучаемого материала и развитию познавательного интереса к предмету.

     Экологическое воспитание в школе нужно осуществлять, начиная с младшего школьного возраста и заканчивая лишь в старших классах.

     Основная задача учителя состоит в том, чтобы научить детей вести экологический образ жизни. Конечно, учащиеся должны понять, что это требует от человека сознательного отказа от некоторых удобств цивилизации и потери части комфорта. Но взамен этого человечество приобретет чувство собственной значимости в деле сохранения планеты, а также каждый человек получит уверенность в том, что делает важное и нужное дело, в том числе не только для себя лично, но и для будущих поколений.

     Задача любого учителя - воспитать или посеять в душе ребенка понимание того, что высшая ценность в мире - это жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Категория: Мои статьи | Добавил: Олег (16.02.2014)
Просмотров: 1833 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: